Тулон – главный военный порт Франции

По задумке Ришелье, Тулон должен был стать первым оплотом Франции на Средиземном море – об этом кардинал заявил еще в 1639 году. Так и случилось: к XXI веку город превратился в крупнейший военный порт. Франция отныне могла им гордиться!

Сегодня Тулон – крупнейшая военно-морская база страны, где базируются атомные подводные лодки и авианосцы, а также находятся здания командования ВМС.

В порту можно полюбоваться великолепными военными кораблями, например, удивиться масштабам знаменитого вертолетоносца «Мистраль», а также увидеть ослепительно-белые частные яхты, пришвартованные в марине. К слову, яхтинг – одно из самых популярных развлечений как туристов, так и жителей Тулона.

Тулонский порт в ХХ веке

 

Биография порта Тулона богата разными событиями, к сожалению, и печальными тоже. Так, в начале прошлого века здесь произошло несколько технологических инцидентов. В1907 году в порту взорвался броненосец «Йена», погибли 117 человек. Затем последовала череда взрывов на тулонских складах, растянувшаяся на целых 11 лет.

В 1911 году по инициативе президента Армана Файера началась модернизация флота, в результате на кораблях стали применять современные технологии – торпеды и радиотелеграф.

Вплоть до войны с Германией флот Франции оставался одним из мощнейших в мире. Однако 27 ноября 1942 года в военно-морском порту случилось страшное: немцы заняли важнейшие объекты Тулона, и по указу адмиралтейства пришлось потопить все корабли в порту – «Прованс», «Страсбург», «Дюнкерк» – всего 77 судов.

Читайте также:  Отдых в Тулоне: Фарон и канатная дорога

В 1944 году порт Тулона представлял собой руины. Восстанавливался он в течение многих лет: в 1954 году возвели новое здание морской Префектуры, порт отныне смог принимать подводные лодки, также здесь открылся Учебный Центр Флота. Наконец, по завершении колониальных войн, французские суда перебазировались в Тулон из портов бывших колониальных республик. Так город вернул себе славу военно-морского оплота Франции.

 

Преображение рыбацкой деревушки

 

А что же было раньше? С чего началась блистательная история тулонского порта?

Оказывается, еще в глубокой древности в гавань Тулона заглядывали римские военные галеры – тогда поселение называлось Тело Мартиус. В XIII веке вокруг рыбацкой деревушки выросли первые укрепления, а к XVI веку местные жители обнесли его высокими стенами, чтобы защититься от нападений врагов.

1599 официально считается годом рождения военного порта Тулона: 30 июня этого года провансальский парламент с согласия монарха Генриха IV передал часть земель Тулона под постройку и изготовление коммерческих военных судов. Уже в 1610 году первые галеры Франции встали на рейд в местном порту.

Спасибо Ришелье

 

Кардинал Ришелье внес огромный вклад в развитие Тулона как военного порта Франции. В 1631 году он принял важнейшее историческое решение: передать расходы на содержание военных судов и права собственности на них государству.

Читайте также:  Транспорт в Тулоне

В 1636 году 59 военных кораблей Тулона отбили у испанцев Леринские острова, что в 800 метрах от Канн. В 1650 году стартовали работы по расширению тулонской гавани, процессом руководил морской интендант Луи Ле Ру д’Енфревиль. Спустя 10 лет он получил от короля Людовика XIV разрешение на строительство новых военных судов, например, великолепного адмиралтейского корабля «Монарх».

Строительство порта: сквозь тернии к звездам

 

К 1668 году мастерские тулонского порта снабжали оружием четыре линкора в год, однако вскоре финансирование Тулона резко сократилось, и строительные работы в порту прекратились. В ту пору Франция была одержима борьбой за испанский престол, которая сопровождалась страшной чумой 1720 года, подкосившей половину жителей страны.

Но сдаваться – не в характере французов: оправившись от несчастий, Франция в 1740 году вступила в войну за австрийское наследство, в это же время возобновилось строительство порта. В этот период здесь возвели постройки, которые и сегодня украшают морскую гавань – Монументальные Ворота (1738) перед входом в Музей Флота, Часовую башню (1776).

В 1748 году из-за нехватки рабочих рук для завершения строительства порта Людовик XV провел реорганизацию военно-морского флота страны: король упразднил повинность на марсельских галерах и перенес все военно-морские силы на стройку в Тулоне. Теперь здесь трудилось порядка двух тысяч заключенных.

Читайте также:  Гид по Тулону

Первый на Средиземном море сухой док появился в Тулоне в 1778 году. Наконец, в 1783 году военно-морской порт стал самым крупным в городе предприятием, насчитывавшим четыре тысячи трудящихся.

Военно-морской порт во времена революции

 

В революционное время Тулон превратился в поле битвы: здесь «правила балом» группа роялистов, заручившихся поддержкой британцев. Однако, не выдержав натиска войск Наполеона, они покинули Тулон.

В 1804 году Бонапарт стал самопровозглашенным императором Франции. Он активно занялся восстановлением крупнейшего военно-морского порта Франции: назначил контр-адмирала Ванса руководителем работ, повелел трудиться и по ночам. В итоге в 1814 году здесь стояло на рейде уже 80 военных судов.

Колониальные войны сыграли важную роль в развитии Тулона как крупного портового города: именно отсюда корабли отправлялись в Северную Африку. Второй фактор, отразившийся на судьбе порта, – переход от парусных кораблей к паровым, ставший возможным благодаря инженеру Дюпюи де Лому.

Несмотря на периодические взлеты и падения, порту Тулона удалось выйти победителем из самых трудных ситуаций и к XXI веку превратиться в главную военно-морскую базу Франции и визитную карточку города.